середу, 12 квітня 2017 р.

Принципы электронной демократии


Принципы электронной демократии


При внедрении электронной демократии или принятии мер по ее усовершенствованию заинтересованные стороны должны принимать во внимание следующие принципы электронной демократии:

P.1. В качестве поддержки и усиления демократических институтов и процессов при помощи ИКТ электронная демократия прежде всего связана с демократией. Ее главная цель состоит в электронной поддержке демократии.
P.2. Электронная демократия является одной из нескольких стратегий поддержки демократии, демократических институтов и демократических процессов, а также распространения демократических ценностей. Она дополняет традиционные процессы демократии и находится во взаимосвязи с ними. Каждый процесс обладает своими достоинствами, и ни один из них не является применимым повсеместно.
P.3. Электронная демократия основана на демократических, человеческих, общественных, этических и культурных ценностях общества, в котором она внедряется.
P.4. Электронная демократия тесно связана с качественным управлением, которое является действенным, эффективным, коллективным, прозрачным и подотчетным способом реализации власти в электронной форме и включает в себя неформальную политику и неправительственных участников.
P.5. Электронная демократия должна соблюдать и реализовывать фундаментальные свободы, права человека и права меньшинств, включая свободу информации и доступ к ней.
P.6. Электронная демократия является возможностью облегчения обеспечения информации и дискуссии, повышая активность граждан для расширения политических дебатов и обеспечения повышения уровня качества и законности политических решений.
P.7. Электронная демократия затрагивает все секторы демократии, все демократические институты, все уровни управления, а также широкий спектр других сторон.
P.8. Заинтересованные стороны электронной демократии – это все индивиды и институты, вовлеченные в демократию и пользующиеся ее преимуществами.
P.9. Электронная демократия, как и демократия, касается многих и разных заинтересованных сторон и требует их участия. Государства - участники, органы государственной власти и их представители являются лишь несколькими сторонами, обладающими своей долей в электронной демократии. Граждане, гражданское общество и его институты, СМИ и деловое сообщество одинаково необходимы для разработки и внедрения электронной демократии.
P.10. Поэтому рекомендации по электронной демократии не могут быть ограничены органами государственной власти, но должны распространяться на все заинтересованные стороны электронной демократии.
P.11. Любой тип участия можно достичь посредством электронной демократии:
·         обеспечение информацией;
·         общение, консультация, дискуссия;
·         взаимодействие, уполномоченное участие, совместная разработка и принятие решений.
P.12. Электронная демократия может быть внедрена с переменными степенями сложности, в различных типах демократии и на разных стадиях развития демократии. Она не связана ни с каким конкретным типом демократии и не ведет к нему.
P.13. В частности, демократия может посредством использования новых технологий привлекать молодых людей в демократию, демократические институты и демократические процессы.
P.14. НПО могут одновременно выиграть от внедрения электронной демократии и предоставить испытательную площадку для электронной демократии для граждан.
P.15. Электронная демократия может оказаться особенно полезной для регионов, которые проходят через государственные границы и охватывают территориальные единицы из разных стран. Также могут выиграть их институты и граждане, проживающие в разных странах и обладающие общей языковой и культурной идентичностью. Она может облегчить участие и процессы принятия решений в международных институтах.
P.16. Государственные власти могут выиграть, благодаря дискуссиям и инициативам, касающимся деятельности в области электронной демократии, которую осуществляет гражданское общество, а также благодаря сотрудничеству в этой сфере с гражданским обществом.
P.17. Цели электронной демократии, которые аналогичны целям эффективного руководства, – это прозрачность, подотчетность, ответственность, вовлечение, дискуссия, инклюзивность, доступность, участие, субсидиарность, доверие к демократии, демократическим институтам и демократическим процессам, а также социальное сплочение.
P.18. Доверие чрезвычайно важно для любого типа электронной демократии на всех стадиях и фазах. Оно тесно связано с доступностью, прозрачностью и ответственностью.
P.19. Электронная демократия помогает увеличить уровень участия индивидов и групп, позволяет тем, чьи голоса слышатся реже или тише, выражать свои взгляды, а также способствует равноправному участию. Она может привести к появлению более коллективных форм принятия решений и демократии.
P.20. Электронная демократия – это поддержка и усиление демократического участия; она охватывает секторы электронной демократии, где гражданское общество и предприятия вовлечены в составление формальных и неформальных программ, а также в формирование и принятие решений.
P.21. Электронная демократия сама по себе не охватывает конституционные и другие обязанности и ответственности лиц, принимающих решения; она может обеспечить их дополнительными преимуществами.
P.22. Электронная демократия требует информации, диалога, общения, дискуссии и непрерывного создания открытых публичных мест, где граждане могут собираться с целью отстаивания своих гражданских интересов.
P.23. СМИ играют ключевую роль в электронной демократии; помимо всего остального, они предлагают площадку, где граждане могут принять участие в публичных дебатах и защитить свои интересы в общественной сфере.
P.24. Новые СМИ и поставщики электронных услуг улучшают качество доступа к информации, тем самым обеспечивая людей лучшей базой для участия в демократии.
P.25. Электронная демократия является неотъемлемой частью информационного общества, привнеся с собой ряд традиционных и инновационных инструментов, которые могут успешно применяться в демократических процессах и институтах.
P.26. Доступ к новой информационно-коммуникационной среде может облегчить процесс реализации демократических прав и свобод, в частности, на участие в общественной жизни и демократических процессах.
P.27. Если электронную демократию необходимо разрабатывать должным образом, она должна основываться на следующих понятиях:
·         активное предоставление всеобъемлющей, сбалансированной и объективной информации, призванной помочь общественности понимать проблемы, альтернативы, возможности и/или решения демократических проблем; это понятие тесно связано со свободой информации и свободой слова;
·         широкое понимание гражданства, охватывающее лица и группы лиц, которые постоянно проживают и интегрированы в политическую реальность, независимо от национальности;
·         гражданское участие – то есть вовлечение граждан и групп граждан, например, групп по интересам, корпораций, объединений и некоммерческих организаций (НКО) в общественные дела, чтобы они могли оказывать влияние и улучшать качество и приемлемость результатов демократических процессов;
·         предоставление полномочий – в частности, стратегии и меры по поддержанию гражданских прав и предоставлению ресурсов для участия;
·         включение – то есть политическое и технологическое вооружение граждан независимо от возраста, пола, образования, социально-экономического положения, языка, особых потребностей и места проживания; такое включение требует способность пользоваться электронными инструментами (знания, электронные навыки, электронная готовность), имеющихся и доступных инструментов и сочетания электронных и неэлектронных подходов;
·         дискуссия – в частности, рациональные дебаты на равных, где люди публично обсуждают, одобряют и критикуют точки зрения друг друга в ходе содержательного, вежливого обсуждения вопроса и действия, необходимого в его отношении.
P.28. Электронная демократия может привести к созданию формы демократии, которую всем заинтересованным сторонам можно рассматривать и наблюдать, получать к ней доступ и взаимодействовать с ней из любой точки.
P.29. Электронная демократия способна объединить ответственных лиц и граждан в новых формах вовлечения и разработки политики. С одной стороны, это может привести к лучшему пониманию ответственными лицами общественного мнения и потребностей народа, с другой – к лучшему пониманию общественностью задач и сложностей, с которыми сталкиваются ответственные лица. Это обеспечит гражданам более эффективное определение демократической системы и более высокого уровня уважения и доверия к демократии.
P.30. Так как электронная демократия открывает новые каналы для информации, общения, дискуссии и участия и повышает уровень прозрачности и подотчетности, она имеет потенциал устранения недостатков в демократических институтах и процессах.
P.31. Электронная демократия обладает огромным потенциалом в сфере построения сообщества, включая его построение среди меньшинств и вместе с ними.
P.32. Предлагая средства ограничения степени исключения, электронная демократия способна усилить социальную интеграцию и социальную сплоченность, способствуя тем самым укреплению общественной стабильности.
P.33. Электронная демократия способна еще больше усилить европейскую, международную и глобальную сущность политики и облегчить трансграничное сотрудничество, которое она предполагает.
P.34. Электронная демократия требует междисциплинарных и трансграничных исследований.

Секторы электронной демократии

P.35. Понятие «электронная демократия» включает электронный парламент, электронное законодательство, электронное правосудие, электронное посредничество, электронную инициативу, электронные выборы, электронный референдум, электронное голосование, электронные консультации, электронные ходатайства, электронную агитацию, электронный подсчет голосов и электронные опросы; электронная демократия использует преимущества  электронного участия, электронной дискуссии и электронных форумов.1
P.36. Электронный парламент – это использование ИКТ избранными собраниями представителей, их членами, а также политическими и административными служащими с целью активного вовлечения граждан. Электронный парламент относится к законодательным, совещательным и дискуссионным собраниям на международном, государственном, региональном и местном уровне; существует множество заинтересованных сторон: члены парламента, политические и административные служащие, избиратели, граждане и СМИ.
Электронный парламент, помимо прочего, охватывает аспекты электронного законодательства, электронного голосования, электронных ходатайств и электронной консультации; он может обеспечить лучшую информированность и усовершенствованное осуществление коммуникации с участниками, служащими и администрацией, а также контакт с гражданами.
В то время как электронный парламент поддерживает принципы представительной демократии, он может предлагать инструменты для изменения культуры представительства таким образом, чтобы обеспечить более инклюзивную, дискуссионную и коллективную форму демократии.
P.37. Электронное законодательство – это использование ИКТ для комментирования, обсуждения, составления, структурирования, форматирования, отправления, исправления, голосования и издания законов, принятых избранными собраниями. Электронное законодательство делает законодательные процедуры более прозрачными, улучшает содержание и читаемость законодательства, предлагает улучшенный доступ к законодательству и тем самым совершенствует знание законов среди граждан.
P.38. Электронное правосудие – это использование ИКТ в реализации правосудия всеми заинтересованными сторонами в юридической сфере с целью повышения эффективности и качества государственных служб, в частности, для частных лиц и предприятий. Оно включает в себя электронное общение и обмен данными, а также доступ к информации судебного характера.
Так как судебная власть является ключевым компонентом демократии, электронное правосудие является важнейшей гранью электронной демократии. Ее главная цель состоит в повышении эффективности судебной системы и качества правосудия. Доступ к правосудию – это один из аспектов доступа к демократическим институтам и процессам.
P.39. Электронное посредничество – это использование ИКТ с целью нахождения средств разрешения споров без физического присутствия противостоящих сторон: посредниками могут служить электронные инструменты.
P.40. Электронная среда – это использование и продвижение ИКТ с целью анализа и защиты окружающей среды, пространственного планирования и рационального пользования природными ресурсами. Она включает в себя общественное участие. Использование ИКТ для внедрения или расширения участия общества может усовершенствовать демократическое управление, связанное с экологическими вопросами.
P.41. Электронные выборы, электронные референдумы и электронные инициативы являются политическими выборами, референдумами и инициативами, в которых на одном или более этапов используются электронные средства.
P.42. Электронное голосование – это выборы или референдум, которые предполагают использование электронных средств как минимум при подаче голоса.
Удаленное электронное голосование ускоряет процедуры, помогая осуществлять электронный мониторинг голосования и электронный учет голосов. Также оно облегчает участие для граждан, проживающих на более дальних расстояниях, и лиц с особыми потребностями.
P.43. Электронная консультация – это способ сбора мнений обозначенных лиц или широкой общественности по конкретному политическому вопросу без необходимости обязывать ответственное лицо действовать в соответствии с его исходом. Существуют разные формы электронной консультации: формальные и неформальные, регулируемые и не регулируемые государственными властями.
В ходе электронной консультации могут привлекаться и собираться различные мнения; при этом она предлагает инклюзивное пространство для дискуссии или простого продолжения дебатов. Она позволяет оказывать прямое или косвенное воздействие на принятие решений.
P.44. Электронные инициативы позволяют гражданам разрабатывать и выдвигать политические предложения при помощи средств ИКТ и тем самым участвовать в составлении политической повестки дня.
P.45. Электронные ходатайства – это электронная доставка возражений или рекомендаций для демократического института: граждане подписывают ходатайство и могут участвовать в обсуждении данной темы посредством указания в режиме on-line своей фамилии и адреса. Как и ходатайства к парламенту в широком смысле, электронные ходатайства могут принимать различные нормы.
Электронные ходатайства облегчают контакт граждан с парламентом и другими демократическими институтами, а также обсуждение и дискуссию между гражданами.
P.46. Электронная агитация – это вовлечение скоординированным образом и при помощи электронных средств, а также побуждение людей к вовлечению других людей с целью мобилизации индивидов в выборных и других кампаниях и/или убеждения их продвигать конкретную идею в попытке прямо или косвенно воздействовать на формирование или реализацию общественной стратегии.
Электронная агитация включает в себя электронную предвыборную кампанию, то есть электронную агитацию, связанную с выборами, а также электронную защиту, то есть электронную агитацию, связанную с другими вопросами.
P.47. Электронный подсчет голосов/электронные опросы позволяют неформально осуществлять сбор мнений при помощи электронных средств от произвольно выбранных лиц, особенно в отношении какого-либо предложения и набора возможных вариантов реакции на него.

Технология

P.48. ИКТ привели к существенным изменениям в структуре и культуре общения, что необходимо учитывать при разработке и переработке демократических институтов и процессов.
P.49. Хотя электронная демократия зависит от современных, должным образом использованных ИКТ, увеличение численности и повышение качества технологий само по себе не ведет к распространению демократии и улучшению ее качества.
P.50. Технология является движущей силой, а не решением; это инструмент, который может поддерживать и совершенствовать демократические процессы.
P.51. Технология имеет второстепенную важность для демократических соображений. Она сама по себе не может быть причиной для внедрения электронной демократии.
P.52. Технология не нейтральна, однако она обладает внутренними ценностями и собственной методологией. Общая осведомленность о характеристиках технологии необходима и должна поддерживаться.
P.53. Ответственность за использованные технологии лежит на плечах института, отвечающего за инструмент электронной демократии. Принципиальным моментом является то, что соответствующие ИКТ должны быть разработаны для безопасной работы.
P.54. Открытие публичного доступа к исходному коду повышает уровень прозрачности.
P.55. Использование решений с открытым кодом может повысить уровень доверия, поскольку каждый в некоторой степени может осуществлять надзор за используемым решением. Открытый исходный код не является заменой для требования относительно открытых стандартов/спецификаций.
P.56. Использование открытых стандартов и спецификаций способствует интероперабельности.
P.57. Применение стандартов доступности к разработке способствует вовлечению.
P.58. Использование в рамках электронной демократии технологий, которые благоприятны для окружающей среды и являются устойчивыми и «зелеными», способно принести пользу для общества и демократии.

Внедрение электронной демократии

P.59. Электронную демократию может внедрить любая заинтересованная сторона. Она может быть инициирована сверху вниз, органами государственной власти на всех уровнях управления, либо снизу вверх, то есть гражданами. Также она может быть устроена горизонтально. Каждый подход имеет свои преимущества.
P.60. При внедрении электронной демократии необходимо учитывать политические характеристики и политическую культуру. Электронная демократия может быть внедрена, чтобы подчеркнуть особый тип демократии или конкретно определенные демократические значения.
P.61. Электронная демократия требует сбалансированной комбинации таких факторов как стремление к вовлечению, высококачественные процесс и инструменты, а также анализ результатов.
P.62. Внедрение и реализация электронной демократии и сопровождающие ее меры требуют опыта в широком спектре областей. Кроме того, их лучше принимать постепенно, с качественными механизмами методологии и отчетности, мониторинга и анализа.
P.63. Лучше всего электронная демократия развивается там, где политическая воля и лидерство эффективно справляются со своей работой, внося структурные изменения, которые необходимы для учета выражаемых мнений. Встраивание ИКТ в демократические процессы обычно требует структурных изменений и процессуальной реформы.
P.64. Электронная демократия требует обучения, подготовки и мер обеспечения вовлечения. Необходимо содействовать заинтересованным сторонам в приобретении способности пользоваться электронными инструментами и обеспечить доступность таких инструментов, признавая при этом, что будут присутствовать «неспособные желающие» и «способные нежелающие», которые могут требовать индивидуальной поддержки и нуждаться в особых усилиях.
P.65. Влияние электронной демократии зависит от демократической сущности государства и государственных властей, степени их соблюдения и гарантирования прав человека и прав меньшинств, а также уровня поддержки демократических процессов, включая активное политическое участие.
P.66. Внедрение и использование методов и инструментов электронной демократии требует демократического контроля легитимных участников.
P.67. Международное сотрудничество может существенно поддержать разработку, внедрение и анализ электронной демократии как отдельными гражданами, так и гражданскими институтами.

Движущие силы, сложности, барьеры и риски

P.68. Движущими силами электронной демократии могут стать инициативы любой заинтересованной стороны или факторы, способствующие внедрению и использованию электронной демократии, например, новые ИКТ и ИКТ-готовность, интерес правительства и общества, законодательство и правила, достаточные ресурсы, хорошо развитое гражданское общество и схемы по укреплению демократии.
P.69. Сложности, барьеры и риски для электронной демократии могут принимать многие формы и носить политический, правовой, организационный, технологический, экономический, социальный или культурный характер. Необходимо работать над ними, преодолевать их и ограждать от них.
P.70. Сложности, угрожающие электронной демократии, включают в себя обеспечение желания и возможности граждан и политических деятелей участвовать в демократических процессах посредством  электронных средств. Обеспечение уверенности граждан  в этих средствах, а также, для устранения цифровых и социальных разрывов, осуществления реагирования на новые формы общения и новые СМИ, разработке приемлемых и надежных технологий, которые в пределах разумного времени должны стать общедоступными, наработка практического  опыта, укрепление междисциплинарного сотрудничества и подписание своевременных соглашений о приемлемом рациональном регулировании.
P.71. Потенциальные барьеры для электронной демократии со стороны подачи включают разницу в понимании демократии, недостаток ресурсов, организационные и структурные ограничения, и со стороны спроса – различие интересов разных заинтересованных сторон и их опасения.
P.72. Риски, связанные с электронной демократией, являются следствие технических и политических злоупотреблений, недемократического использования и отказа от предлагаемых ИКТ возможностей принятия решений. Фрагментация сообществ может представлять опасность для повсеместности демократии. Необходимы гарантии и приемлемые санкции против злоупотреблений.

Правила и законодательные рамки

P.73. Электронная демократия нуждается в правилах и законах. Законы должны быть ориентированы на граждан и тщательно сбалансированы: необходимо сосредоточить внимание на потребностях граждан, обозначить и, где необходимо, ограничить полномочия органов государственной власти, избежать чрезмерного регулирования и оставить пространство для инициатив со стороны заинтересованных сторон, включающих гражданское общество.
P.74. Регулирование электронной демократии предполагает предоставление полномочий и гарантий. Регулирование может принимать различные формы и реализовываться разными участниками на различных уровнях, включая органы государственной власти, поставщиков инструментов и самих пользователей. Баланс между правами доступа и гарантиями является единственным способом поддержки и защиты интересов граждан.
P.75. Все участники электронной демократии должны действовать полностью прозрачно и быть ответственными и подотчетными за свои действия и за публично выражаемые мнения.
P.76. Стандарты прав человека, установленные межправительственными организациями, в частности, Организацией безопасности и сотрудничества в Европе и Советом Европы, представляют собой набор международно-признанных правил, относящихся и применимых к электронной демократии.
P.77. В свете реалий нынешних ИКТ существующие международные и местные правила должны быть адаптированы или созданы и внедрены новые правила. Здесь можно воспользоваться образцовыми правилами, подготовленными компетентными органами.
P.78. Вопросам безопасности в контексте электронной демократии уделяется большое внимание; они включают себя информационную безопасность, безопасность данных, включая соответствие требованиям к защите данных, безопасность документов, безопасность голосования, безопасность в Интернете, сетевую безопасность и безопасность информационных систем.
P.79. Электронная демократия требует внимания к стандартизации и интероперабельности. Стандартизация в таких областях как терминология, формат документов, применения и архитектура может поспособствовать интероперабельности.
P.80. Стандартизация терминологии может существенно улучшить понимание обществом терминов, а также международное понимание решений и документов демократических институтов.

3 коментарі: