Рекомендации по электронной демократии
При реализации описанных выше принципов все заинтересованные
лица должны учитывать нижеследующие рекомендации, которые касаются электронной
демократии в целом, включая ее демократические аспекты, но не затрагивают административные
стороны и вопросы чисто сервисно-ориентированного электронного правительства,
которые включают электронную администрацию и электронные услуги. (Электронное
правительство – это предоставление услуг правительства на всех уровнях
посредством информационно-коммуникационных технологий с целью повышения
производительности и эффективности государственного управления и страны в
целом; оно тесно связано с изменениями в концепциях, процедурах и навыках при
предоставлении услуг административных департаментов).
G1. При представлении, пересмотре и модернизации электронной
демократии следует обращать внимание в основном на демократию и
заинтересованных лиц, а не на технологию.
G2. Технология не должна быть причиной или движущей силой
электронной демократии: за процессы и инструменты электронной демократии были и
остаются ответственными люди и демократические институты.
G3. Электронная демократия должна базироваться и проводиться
в соответствии с принципами демократического управления и демократической
практики.
G4. Электронная демократия должна нести выгоды демократии в
целом и всем заинтересованным лицам в частности. Такие выгоды должны быть
очевидны для заинтересованных лиц, особенно для граждан.
G5. Чтобы улучшать традиционные политические процессы,
электронная демократия должна дополнять и быть совместимой и интегрированной с
неэлектронными формами демократического участия (многоканальный подход). Если
они получают широкое распространение, то онлайновые средства должны получать
соответствующую оффлайновую поддержку.
G6. Выбор конкретных инструментов должен отражать
демократические, гуманитарные, социальные, этнические и культурные ценности.
G7. Электронная демократия должна позволять большему числу
людей участвовать в формировании, анализе и формулировании политических
программ, реализации и мониторинге политики.
G8. Электронная демократия, позволяя преодолеть барьеры
времени и пространства, должна предоставить людям возможность получать
информацию и общаться в реальном времени, позволить множеству людей и учреждений,
находящихся далеко друг от друга, установить тесный контакт, направленный на
обсуждение проблем и содействие новым демократическим процессам.
G9. Электронная демократия должна охватывать широкий спектр
областей, включая законодательство, управление встречами и голосованием, сбор
информации и знаний, управление и разделение, а также документирование и
архивирование.
G10. Среди заинтересованных в продвижении электронной
демократии, должны быть представители всех ветвей власти, политические деятели,
депутаты, политические партии, государственные служащие, граждане, избиратели,
члены корпораций и ассоциаций, представители гражданского общества, СМИ и
бизнеса, включая поставщиков инфраструктуры.
G11. Продвижение электронной демократии должно учитывать молодежь,
показывая им выгоды и их интерес во внедрении новых технологий, с целью
привлечения их с раннего возраста к демократическому процессу и вовлечения в деятельность демократических институтов.
G12. Неправительственным организациям, независимо от их размера,
следует оказывать всемерную поддержку, если они хотят использовать электронную
демократию, поскольку они прощупывают почву для внедрения электронной
демократии среди граждан.
G13. При представлении конкретных мер электронной демократии,
следует принять во внимание стадию развития гражданского общества, общий
уровень и средства коммуникации между представителями власти и другими
заинтересованными лицами, особенно гражданами, а также стадию развития
информационного общества в конкретной стране.
G14. Представители власти и представительные собрания должны
активно искать связи с сетевыми сообществами, интересующимися политическими
вопросами, черпать идеи и проводить дискуссии в этих новых демократических
сообществах и совещательных площадках.
G15. Прозрачность в электронной демократии должна включать
прозрачность процесса участия в управлении на всех политических уровнях и всех
стадиях процесса обсуждения и принятия решений, их реализации, мониторинга и
оценки.
G16. Попытки достичь людей электронными средствами включают
множество аспектов, включая обеспечение полной прозрачности, обеспечение полной
информации, разделение знаний, предоставление возможности интерактивной
коммуникации, защиту толерантности, развитие активной гражданской позиции и
продвижение международной кооперации.
G17. Представители власти и представительные собрания должны
использовать электронную демократию для развития диалога и продвижения
коммуникации, ориентированной на гражданина, таким образом обеспечивая
гражданам возможность занимать активную и ответственную гражданскую позицию и
осуществлять контроль более эффективно.
G18. Вера в демократию, политиков, поставщиков инфраструктуры
и технологии, а также пользователей, должна создаваться и культивироваться
заинтересованными лицами на всех стадиях реализации электронной демократии.
G19. Посредники должны
способствовать политикам, гражданам, гражданскому обществу и его организациям,
политическим партиям активно использовать информационно-коммуникационные
средства при проведении демократических дебатов, электронной
предвыборной кампании и электронной активности с целью выражения своих целей,
пожеланий и идей. А также для продвижения инициативы, диалогов и дебатов с
депутатами и государственными служащими, и политиков
в сфере общественных интересов..
G20. После разработки мер по внедрению электронной
демократии, все возможные заинтересованные лица должны быть вовлечены в
процесс, а их интересы учтены на самой ранней стадии.
G21. К представлению электронной демократии следует активно
привлекать, не вводя в заблуждение, традиционных демократических игроков, чьи
роли могут и измениться.
G22. Политик и политические партии должны содействовать
электронной демократии для соблюдения, а если возможно, то и упрочения их роли
«демократических посредников».
G23. В частности, политики и политические партии должны
использовать возможности, предоставляемые электронной демократией в вопросе
связи гражданами и обществом, которые они представляют, а также с соратниками
по партии и партийным аппаратом.
G24. К освещению возможностей интерактивных технологий
следует привлекать СМИ с целью расширения демократических дебатов и
вовлеченности.
G25. Следует стимулировать СМИ к подаче актуальных,
независимых новостей и информации для каждого, включая ее подачу в электронной
форме, к отделению информации от комментариев и активному участию в установке и
анализе контекста, чтобы позволить гражданам сформировать свое собственное
мнение и принимать политические решения.
G26. СМИ, особенно, общественные, следует приглашать к
использованию электронных средств для
выполнения их основной роли воспитания в людях активной и ответственной
гражданской позиции, предоставляя им платформу для публичных дебатов, открытых
для разнообразных идей и убеждений, существующих в обществе, а также
распространения демократических ценностей. СМИ должны быть нацелены на
предоставление соответствующей электронной информации о демократии,
демократических институтах и процессах.
G27. Электронная демократия должна учитывать реалии нынешнего
информационного и коммуникационного общества и предоставлять инструменты,
схожие с теми, которые люди используют в повседневной жизни.
G28. По мере развития информационной и коммуникационной
среды, существующие и развивающиеся технологии должны изучаться с точки зрения эксплуатации путей, посредством которых люди взаимодействуют для продвижения демократии. Это касается также упорядочения
и публикации информации.
G29. Люди должны иметь возможность получать актуальную
информацию и активно участвовать в общественной жизни через сеть информационных
систем органов власти, так, чтобы представители власти имели возможность
действовать прозрачно и предоставлять эффективные услуги.
G30. Представители власти должны раскрывать и предоставлять
свободный и постоянный доступ к информации, обеспечивая при этом безопасность
общественной и частной информации и снижая издержки.
G31. Поскольку электронная демократия сильно зависит от
доступа граждан к релевантной им актуальной информации, постоянного
мониторинга, необходим регулярный пересмотр доступа к информации по мере
развития демократических методов.
G32. Чтобы создать среду, способствующую активному развитию
использования информационно-коммуникационных средств для целей демократии,
представители власти должны в кооперации с частным сектором и гражданским
обществом:
·
обеспечить стабильную систему регулирования, которая
обеспечивает мотивацию частного сектора на инвестиции в
информационно-коммуникационную инфраструктуру и услуги;
·
продвигать широкую доступность, невысокие цены и развитие
доступа к информационно-коммуникационной инфраструктуре, Интернету и общественным
онлайн-услугам, а также соответствующее
обучение.
G33. Методы и инструменты электронной демократии должны
обеспечивать гражданам доступ к участию в повсеместном, непрерывном
демократическом процессе, доступ к которому присутствует круглосуточно и в
любой точке нахождения.
G34. Для лучшего понимания гражданами процессов и задач
демократии следует разработать специальные моделирующие игры, обучающие
электронной демократии, к примеру, парламентским процедурам, по формированию бюджета и т.д.
G35. Хотя электронная демократия и не является панацеей,
избавляющей демократию от всех недостатков, она все же может помочь в
преодолении текущих проблем – таких как снижение участия граждан в
демократическом процессе, социальная, расовая и региональная сегрегация,
формирование обособленных групп, где не происходит свободных обсуждений, а
также обеспечить устойчивую включенность.
G36. Методы электронной демократии и инструменты, разработанные
для преодоления существующих негативных трендов к снижению легитимности и
релевантности, и, в связи с этим, доверия к демократическим институтам и
процессам, должны включать также разделение информации и знания с другим
партиями, создание новых сетей, открытость процессов принятия решений и
прозрачность для индивидов.
G37. С целью устранения недостатков демократической практики,
меры по внедрению электронной демократии должны фокусироваться на обеспечении
прозрачности, ответственности, скорости реакции, быстроте и универсальности
доступа, наделении граждан правами на участие в формальных и неформальных
демократических процессах, в частности, принятии решений и развитии демократии.
G38. В контексте европеизации, интернационализации и
глобализации политических процессов, электронная демократия должна помочь
вывести региональные демократические процессы, такие как законодательный или
политический на новый уровень сотрудничества и интернационализма.
G39. Исходя из различных подходов к электронной демократии в
академических кругах, а также необходимости проведения качественной экспертизы
во многих секторах, правительствах, представительных органах, бизнес-сообщества
и международные институты должны обеспечивать поиск средств и финансирование
исследований в области электронной демократии.
Секторы электронной демократии
G40. Электронный парламент должен разрабатываться как полный
парламент, включающий избранных представителей на международном, национальном,
региональном и локальном уровнях, а также включать всех заинтересованных лиц:
депутатов, политический и административный штат, избирателей, граждан и СМИ.
G41. Электронный парламент должен обеспечивать увеличение
прозрачности, ответственности и участия граждан в работе представительных
органов.
G42. Электронный парламент должен увеличивать значение роли
его членов как представителей избирателей и законодательной функции, поэтому
разработка его должна вестись с учетом этих требований.
G43. Электронный парламент должен позволять людям более часто
и эффективно общаться со своими избранными представителями и другими членами
парламента. Он также должен включать граждан в процесс определения повестки дня
и принятия решений.
G44. Поскольку средства коммуникации позволяют преодолеть
географические и политические границы, должен активно развиваться международный
электронный парламент – межпарламентское взаимодействие с помощью электронных
средств, которое обеспечивает быстрый обмен информацией и структурированный
доступ к законодательству, контролю и управлению, обмену опытом и знаниями с
другими странами, регионами и местными администрациями.
G45. Электронная демократия должна, через стимулирование
широкого, структурированного, информированного участия, сделать законодательную
процедуру более прозрачной, улучшить содержание и читаемость законодательства,
улучшить доступ к нему и тем самым повысить общественное знание
законодательства.
G46. Электронное правосудие должно улучшать качество
юридических услуг, используя информационно-коммуникационные средства для
ускорения судебных процедур, улучшения общего качества услуг и повышать
прозрачность.
G47. Электронное правосудие должно предоставлять публике,
включая бизнес-сообщества, юристов, юридических чиновников и суды,
дружественный интерфейс к законодательной и юридической информации,
индивидуально учитывающий их права.
G48. Электронное правосудие должно включать информационные
сайты судов, национальные и международные порталы, обеспечивать развитие
системы «онлайнового судопроизводства», использование видеоконференцсвязи и
стандартов для электронного обмена информацией.
G49. С целью обеспечения эффективного функционирования
юридической системы, электронный обмен данными между учреждениями внутри и
через национальные границы должен быть легализован и широко использоваться.
G50. С целью создания доверия к электронным петициям и
консультациям, парламент и другие органы власти должны обеспечивать адекватное
восприятие и разумную ответную реакцию на петиции.
Технология
G51. Информационно-коммуникационные средства должны обеспечивать
улучшение имиджа демократии и демократических институтов через качественное и
количественное повышение эффективности демократических институтов, особенно в
отношении коммуникации, а также распространения и управления информацией. В
частности, они должны обеспечить новые формы доступа к информации и услугам и
оказать прямое влияние на внутренние и внешние учреждения.
G52. Заинтересованные лица должны обеспечивать развитие и
использование технологий, касающихся электронной демократии, дополнительно к существующим
сетям и инструментам.
G53. В электронном парламенте технологии должны обеспечивать
качественное управление в части избранных представителей в терминах
эффективности, включенности, открытости, прозрачности и ответственности; оно
должно стимулировать улучшение коммуникации и кооперации между всеми
заинтересованными лицами, а также обеспечивать ориентацию услуг на конечного
потребителя, снижая уровень ненужной бюрократии.
G54. В дополнение к роли информационно-коммуникационных
средств как средств разделения и распространения информации, должен активно
использоваться их потенциал в обеспечении соблюдения прав человека и
фундаментальных свобод.
G55. Учреждение, запускающее инструменты электронной
демократии, должно обладать возможностями и отвечать за работу средств
идентификации и сертификации пользователей. Какой бы инструмент не
использовался, он дожжен обеспечивать четкое разделение и конкретизацию
индивидуальной или институциональной ответственности по каждому вопросу и
каждой стадии процесса. В случае с инструментами работы представителей власти,
для каждого из них должно обеспечиваться удобство и полная безопасность
системы.
G56. Какой бы метод не использовался, он также должен
обеспечивать ясное понимание того, в какой степени мнения или консенсус,
выраженные через него, влияют на принятие решений соответствующим
представителем власти, и того, как эти решения объясняются в свете этих мнений
или консенсуса.
G57. Программное обеспечение электронной демократии должно
иметь открытый код, который может быть проверен, или быть сертифицировано
независимым органом.
G58. Заинтересованные лица при контрактации приложений
электронной демократии должны обеспечить включение пункта об отрытом коде,
поскольку открытый код обеспечивает прозрачность среды и, следовательно,
возможность разделить издержки на разработку и поддержку системы.
G59. Следует использовать открытые стандарты и спецификации
для обеспечения совместимости компонентов и инструментов, которые могут быть
получены из различных источников.
G60. Решения по системам электронной демократии, базирующиеся
на открытом коде, должны иметь приоритет при выборе. В связи с тем, что это избавляет не только от зависимости от
конкретного поставщика, но и обеспечивает прозрачность и совместимость
различных технических компонентов и услуг систем электронной демократии, которые могут быть
получены из различных источников, но также иметь совместимость с другими системами
– в том числе и в контексте международного сотрудничества.
Внедрение электронной демократии
G.61. Все заинтересованные стороны должны считаться с
возможностями, предоставляемыми электронной демократией. Они должны
стимулировать и инициировать такие возможности, чтобы быть в контакте и стать
вовлеченными в демократические процессы и институты. Это должно гарантировать,
что взгляды всех заинтересованных сторон услышаны или подхвачены институтами,
принимающими политические решения, и улучшают работу этих институтов.
G.62. Характерные инструменты электронной демократии
базируются на большом количестве методов электронной демократии, а инструменты,
в разной мере принятые разными странами, могут использоваться для развития и
внедрения индивидуальных инструментов электронной демократии, как
сформулировано в ориентире к документу «Типовые инструменты и политика в области
электронной демократии» (см. ориентир № 12).
G.63. Инициативы электронной демократии должны иметь целью
высокое качество и сбалансированное качественное и количественное сочетание
общественного участия в процессе и публичном вкладе в результат. Поэтому
следует уделять внимание количеству, легитимности и представительности
участников, а также развитию и поддержке демократических процессов. Выбранный
вопрос должен быть значимым, а результат должен приниматься во внимание при
принятии политических решений. Процесс должен быть спланирован таким образом,
чтобы гарантировать доступность различных каналов, и чтобы применяемые
инструменты были доступны, вдохновляли доверие и побуждали к эффективному,
качественному обсуждению.
G.64. Внедрение, развитие и очистка электронной демократии, а
также ее методы и инструменты должны быть тщательно подготовлены, должны
внедряться понемногу и проверяться на качество. Полученные уроки должны лежать
в основе дальнейших действий.
G.65. Оперативный план может применяться для планирования,
внедрения и контроля электронной демократии и ее методов на всех уровнях, как
показано в ориентире к документу «Плановый подход к электронной демократии» (см.
ориентир № 2).
G.66. Обзор и исправление демократических процессов через их
электронное внедрение должны сопровождаться надежной теорией и методологией, а
также стратегическим развитием через политический анализ вопросов и их истоков.
G.67. Процесс контроля рисков, включенный во внедрение новых
инструментов, должен быть продуман и внедрен.
G.68. Чтобы решить, когда следует внедрять конкретную меру
или технологию электронной демократии, специфические демократические идеи и
цели, формы коммуникации, необходимые, чтобы их достигнуть, и цели, которым
служат эти формы коммуникации, должны быть согласованы и определены, как
изложено в ориентире «Контрольный
список для внедрения инструментов электронной демократии»
(см. ориентир № 3).
G.69. Структура отчетов может быть эффективно использована
для сравнения различных инструментов электронного правительства, используемых
разными странами на разных уровнях, как предложено в ориентире «Структура для
представления инициатив в области электронной демократии» (см. ориентир
№ 4).
G.70. Один и тот же метод электронной демократии не следует
применять без разбора для каждого государства или для каждого вопроса. Когда
применяется электронная демократия, во внимание следует принимать более широкий
контекст демократии, включая единство и законность.
G.71. До внедрения системы электронной демократии,
разработанной для всеобщего участия, и которая представляет большое значение и ведет
к юридически обязательному результату, государственными органами власти назначается независимый орган с целью
проверки системы электронной демократии - работает надлежащим
образом и приняты все необходимые меры безопасности. Такие проверки должны проводиться
систематически и, особенно, после любых изменений в системе,
G.72. Методы и инструменты электронной демократии требуют как
количественной, так и качественной оценки. Эта оценка по возможности должна
выполняться независимой стороной. Данная оценка должна охватывать следующие
атрибуты: демократические, управленческие, общественного участия и электронной
демократии, так же как удобство использования, доступность и протяженность, для
которой они и были приняты, как указано в ориентире “Оценка электронной
демократии” (см. ориентир № 5).
G.73. В целях противодействия любому дальнейшему (будущему) увеличению расхождений между участниками и не участниками
демократических процессов, «электронно-компетентными» и
«электронно-некомпетентными» субъектами, «принимающими» и «не принимающими»
электронные нововведения субъектами необходимо гарантировать использование широких, всесторонних, долговременных,
непрерывных и понятных для граждан меры по «вовлечению в электронное пространство», а там, где
возможно применять комбинации «электронных» и «неэлектронных» методов
решения проблемы.
G.74. Электронная демократия должна предоставлять специальные
возможности тем, кто физически не может присутствовать на демократических
встречах или выборах, например, тем, кто путешествует или живет за границей,
тем у кого пониженная мобильность, и тем, кто обременен персональными
обязательствами.
G.75. Электронная демократия должна предлагать подходящие
возможности для налаживания контакта с меньшинствами или для мультикультурной
демократии, например, с помощью инструментов электронной демократии, доступных
на разных языках и с помощью дискуссионных форумов.
G.76. Непрерывное обучение навыкам, необходимым для
использования инструментов электронной демократии, должно быть предложено
общественными учебными институтами и работодателями, включая в себя и форму
электронного обучения для пользователей.
G.77. Так как развитие электронной грамотности необходимо для
развития устойчивых демократических обществ, и что не менее важно в контексте
человеческих свобод, особое внимание следует уделить следующим пунктам:
·
обеспечению обучения электронной грамотности для всех, в
особенности детей, молодых людей и людей без доступа или с ограниченным
доступом к Интернету, так, чтобы они могли полностью и ответственно участвовать
в общественной жизни;
·
гарантии того, что электронная технология и услуги
воспринимаются как полезные инструменты, которых не надо бояться, а надо
пользоваться ими как средствами для достижения прав и свобод.
G.78. Следует обеспечить раннее руководство и установить
стандарты, а также, если уместно, правила и регулирующие рамки электронной
демократии; методы и инструменты должны быть согласованы через границы.
Недоброжелатели, вызовы, препятствия и
риски
G.79. Во время разработки и внедрения электронной демократии,
необходимо принять во внимание разрешающие факторы. Они включают в себя
следующее:
·
политическую волю и руководство со стороны правительства и
государственных деятелей;
·
развитое и энергичное гражданское общество;
·
высокие уровни доверия и открытости;
·
всестороннее онлайн и оффлайн продвижение электронной
демократии, основанное на стратегии разработанной, чтобы увеличить
осведомленность и максимизировать понимание обществом сути
·
хорошему участию, в количественном и качественном отношениях,
в процессах электронной демократии;
·
факту, что участие имеет влияние и результат;
·
усилиям, чтобы понять и выразить желания и замечания всех
возможных заинтересованных сторон;
·
политическим целям, не связанным с простым самовыражением;
·
исходным низким требованиям к идентификации участников, чтобы
облегчить приобщение общества к методам электронной демократии;
·
широкому распространению доступа и доступности технологии,
включая доступ для лиц с особенными нуждами и для тех, кто живет в наименее
развитых или отдаленных регионах (электронное подключение);
·
эффективному сотрудничеству между разными заинтересованными
сторонами;
·
удобным для пользователя, открытым, подходящим,
дифференцированным и устойчивым электронным инструментам, которые можно
постепенно увеличивать;
·
удобной, но надежной идентификации идентичности, где это
необходимо;
·
информированию граждан с самого начала о том, как будет
использован их вклад (без фальшивых обещаний и развития чрезмерных ожиданий);
·
информированию о том, как будет использоваться вклад граждан
в процессе принятия решений (требование обратной связи).
G.80. Необходимо уделить внимание потенциальным рискам
предоставления вводящей в заблуждение информации: выдаче обещаний, которые не
будут выполняться, клевете, публикации непристойных материалов,
подстрекательству к расовой и религиозной ненависти, и дискриминации на почве
возраста, пола, расы или инвалидности
Правила и нормативная база
G.81. Основной целью правил и
нормативной базы, касающихся электронной демократии, должно быть расширение
прав и предоставление гарантий. Нормативные документы должны обеспечить
эффективное право на участие в электронной демократии. Ключевыми факторами
этого процесса должны быть вопросы, кто именно в нем участвует, каким образом и
с какой целью, и какие институты обладают наилучшими возможностями для
обеспечения участия в этого процессе, его прозрачности, принятия решений и
оценки процесса.
G.82. Право на эффективный доступ
к электронной демократии и ее инструментам, к информации об электронной
демократии, к соответствующим возможностям учиться и общаться без каких-либо
барьеров и к прозрачности должно быть уравновешено необходимостью защиты прав
других лиц, в том числе необходимостью защиты (информационной) частной жизни и
личных данных, а также интеллектуальной собственности. Для этого необходимы
адекватные и эффективные гарантии и, если таковые не существуют, они должны
быть введены, и их соблюдение обеспечено.
G.83. При разработке конкретных
приложений должны быть приняты во внимание, с одной стороны, преимущества и
недостатки анонимности и конфиденциальности, и, с другой стороны, вопросы
подлинности личности и ее удостоверения.
G.84. Необходимость раскрывать
информацию для общественности должна быть тщательно уравновешена с учетом необходимости
обеспечения конфиденциальности в интересах людей и институтов.
G.85. Личные данные, находящиеся в
распоряжении государственных органов, должны активно раскрываться для
затронутых лиц, и им должно предоставляться право проверки и исправления соответствующих
личных данных.
G.86. Правила, касающиеся
редакционной независимости вещательных СМИ, должны обеспечивать справедливое,
сбалансированное и беспристрастное электронное освещение избирательных кампаний
в рамках общей программы услуг, предоставляемых СМИ, и применяться как к
общественным, так и к частным СМИ.
G.87. Должны существовать гарантии
и компенсации за ущерб от злоупотребления методами электронной демократии
(например, неправомерный контроль и ограничения, ложные претензии на
легитимность) государственными органами, иными органами власти, политиками и
гражданами, а также должны быть введены соответствующие санкции.
G.88. Потенциальные регуляторы
электронной демократии - государственные и гражданские институты, включая
провайдеров электронной инфраструктуры и пользователей на любом уровне - должны
сотрудничать в разработке и совершенствовании правил и нормативной базы,
регулирующих электронную демократию, с тем, чтобы определить вид, уровень и
содержание регулирования, лучше всего подходящие для конкретных областей
действия.
G.89. Все заинтересованные стороны
должны иметь возможность участвовать в разработке и совершенствовании правил и
нормативной базы, касающихся электронной демократии.
G.90. Перед составлением новых
правил следует ознакомиться с существующими международными и внутренними
правилами, чтобы понять, насколько они могут быть применены, адаптированы или
расширены.
G.91. Следует изучить существующие
стандарты для электронного правительства и электронного управления, чтобы
понять, насколько они могут быть применены или адаптированы к электронной
демократии.
G.92. Правила и нормативная база
электронной демократии должны гарантировать уважение к правам человека и основным свободам, закрепленным во
внутренних и международных документах, включая неприкосновенность и уважение частной жизни, право на свободу слова, информации, коммуникации, совести и вероисповедания, право на образование, запрет на торговлю
людьми и защиту собственности.
G.93. Правила и нормы,
регулирующие электронную демократию, должны стимулировать демократию и
верховенство права, в частности, путем более активного вовлечения и участия
граждан в национальную, региональную и местную общественную жизнь и процессы
принятия решений, поощряя гражданские инициативы и совершенствуя
государственное управление и услуги, делая их более доступными,
быстрореагирующими, ориентированными на людей, прозрачными, эффективными и
рентабельными, способствуя тем самым экономической, социальной и культурной
активности общества.
G.94. Должны быть приняты
нормативные меры в отношении контроля Интернета. Интернет должен продолжать
функционировать на основе демократических ценностей, которые гарантируют его
открытость и доступность.
G.95. Государства-члены СЕ должны
разработать и осуществить стратегии по электронной демократии, которые сделают
эффективным использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в
демократическом процессе и дискуссиях, в отношениях между государственными
властями и гражданским обществом, в предоставлении государственных услуг, как
часть комплексного подхода, обеспечивающего полное и надлежащее использование
нескольких коммуникационных каналов, как онлайн, так и оффлайн.
G.96. При разработке методов и
средств электронной демократии особый акцент должен быть сделан на электронной
безопасности, которая включает информационную безопасность, безопасность данных
(в том числе соблюдение требований защиты данных), безопасность документов,
безопасность голосования, интернет-безопасность, сетевая безопасность и
безопасность информационных систем.
G.97. Для каждого инструмента и
для каждых условий должны быть определены адекватные уровни безопасности.
Уровень безопасности должен быть сопоставлен с соображениями, связанными с
местной культурой, чтобы не дать вопросам безопасности стать сдерживающим
фактором для включения отдельных лиц и групп в демократические процессы.
G.98. Форматы документов,
приложения и архитектура должны быть стандартизированы в целях упрощения и
ускорения использования политических документов представителями общественности
и государственных органов. Это может быть достигнуто использованием простых, не
требующих пояснений форматов, которые могут быть реально использованы в
долгосрочной перспективе.
G.99. Должны быть подготовлены и
широко распространены структурированные документы, с добавлением метаданных, в
стандартных форматах, а также должны быть разработаны и различные форматы
отображения, чтобы было проще найти соответствующие документы и разделы
документов, содержащие искомую информацию.
G.100. Местные, региональные,
национальные и международные стандарты форматирования документов должны,
насколько это возможно, соответствовать общим принципам, а также быть
разработаны на основе и, при необходимости, быть модификацией существующих
международных стандартов, предлагаемых такими органами по стандартизации, как
Организация Объединенных Наций и Европейским комитетом по стандартизации (ЕКС).
G.101. В дополнение к стандартным
форматам, имеющимся на местном, региональном, национальном и международном
уровне, должны использоваться специальные форматы обмена для выявления сходных
моментов в документах, независимо от терминологии.
G.102. Стандарты форматов
документов и технической терминологии должны быть направлены на увеличение
долговечности документов и интеллектуальных ресурсов, независимо от
существующей технологии и ограничений, вытекающих из прав интеллектуальной
собственности и патентов.
Приступая к введению или
совершенствованию электронной демократии, заинтересованным сторонам
рекомендуется использовать следующие руководства/инструменты, которые доступны
по адресу www.coe.int/democracy:
Индикативные
руководства для осуществления электронной демократии
№
1: Стандартные инструменты и стратегии в области электронной демократии
№
3: Контрольный список для внедрения инструментов электронной демократии
№
4: Структура для представления инициатив в области электронной демократии
№
5: Оценка уровня развития электронной демократии
Примечание 1
Глоссарий, поясняющий термины, относящиеся к электронной демократии,
используемые в этой рекомендации, находится по адресу www.coe.int/democracy.
Примечание 2 Настоящий документ является одним из серии
из пяти индикативных руководств. Они доступны по адресу www.coe.int/democracy.
От дуже дотичний матеріал відомого нашого фахівця: http://www.3republic.org.ua/ua/ideas/11613
ВідповістиВидалитиА тут глосарій: http://ukr-mod.blogspot.com/2017/04/blog-post_10.html
ВідповістиВидалитиІ ще: https://www.facebook.com/groups/konc.e.dem/144921909376015/
ВідповістиВидалити